THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Полис ОСАГО – обязательного страхования автогражданской ответственности, необходимо иметь всем водителям, проживающим на территории Российской Федерации.

Наличие действующего договора ОСАГО обязательно для всех автовладельцев , так как управление транспортным средством без полиса запрещено и карается штрафными санкциями.

С июля 2015 года для любого гражданина РФ появилась возможность оставить заявку на продление текущего полиса ОСАГО через интернет, а уже с осени того же года – и оформлять новые договора без посещения офиса страховщика.

Оформить новый электронный договор автострахования ОСАГО можно дистанционно – достаточно посетить официальный сайт страховой компании.

Действителен ли он, у кого и как работает?

Несмотря на то, что такой документ отличается от бумажного полиса, имеющего защитные знаки, электронный полис ОСАГО является действительным и имеет законную силу , как и обычный бумажный экземпляр договора. С 2017 года все страховые компании, имеющие лицензию на выдачу полисов автострахования, обязаны создать для своих клиентов все условия для оформления электронных договоров.

Важно! Согласно постановлению правительства, с января 2017 года страховая компания, имеющая лицензию на заключение договором автогражданской ответственности, не имеет права отказать клиенту в оформлении электронного полиса.

Поэтому, как для сотрудников ГИБДД, так и для любых других государственных учреждений, полис е-ОСАГО имеет юридическую силу, и никто не имеет права отказать в принятии распечатанного документа из-за отсутствия бумажного экземпляра договора.

Плюсы и минусы

Основным преимуществом электронного документа является простота оформления , ведь для заключения такого договора автострахования потребуются только доступ к сети интернет и данные о страхуемом автомобиле.

Второе преимущество – экономия времени. Для оформления полиса не придется посещать офис страховой компании и тратить время на дорогу, тем более, если автовладелец проживает в отдаленном регионе страны и ближайший офис страховщика находится на большом расстоянии.

Еще один плюс дистанционного оформления полиса – возможность выбрать дополнительные услуги на свое усмотрение и избежать навязывания каких-либо опций страховым агентом. К недостаткам е-ОСАГО можно отнести возможность допущения ошибок при заполнении данных об автомобиле и водителе, так как даже малейшая ошибка может стать причиной отказа или задержки при выплате страховой компенсации.

Еще один минус: если автовладелец впервые страхует свою автогражданскую ответственность или страхуется новый автомобиль – для заключения договора ОСАГО придется лично посетить офис страховщика, так как сведения о водителе должны быть обязательно занесены в базу РСА.

Еще один существенный недостаток: невозможность зарегистрировать ДТП с применением Европротокола , так как без сотрудника ГИБДД сложно проверить имеется ли на самом деле у участников происшествия страховка.

Подробнее о плюсах и минусах электронного ОСАГО можно узнать .

Процедура оформления

Регистрация на сайте страховой компании

Для дистанционного продления действующего договора автострахования ОСАГО или заключения нового необходимо посетить официальный сайт страховой компании и зарегистрироваться на нем. После регистрации автовладельцу станет доступен личный кабинет, где хранятся все сведения о нем и его транспортном средстве.

Помимо регистрационных данных в личном кабинете после получения сохраняется экземпляр электронного полиса, при необходимости его можно распечатать в любое время.

Подробнее о том, в каких страховых компаниях можно оформить электронное ОСАГО, можно узнать .

Заполнение заявления

После получения доступа к личному кабинету автовладельцу необходимо , где необходимо указать актуальные данные об автомобиле, личную информацию владельца и сведения о водителях, допущенных к управлению транспортным средством. При заполнении формы потребуются следующие документы :

  • паспорт автовладельца;
  • водительское удостоверение;
  • паспорт транспортного средства и свидетельство о его регистрации;
  • диагностическая карта с результатами прохождения техосмотра (подробнее о том, нужно ли проходить техосмотр для электронного ОСАГО, можно узнать ).

Если введенные данные не совпадут с указанными в предыдущем полисе ОСАГО, то расчет стоимости страховки и дальнейшее оформление договора становится невозможным.

Чтобы узнать подробнее, как правильно заполнить форму для оформления полиса онлайн, смотрите видео:

Оплата и получение документа

После успешного прохождения проверки программа автоматически и переходит на защищенную страницу для оплаты. можно произвести с банковской карты , некоторые компании предлагают оплатить страховку электронными деньгами.

После успешной оплаты на почтовый адрес, указанный при регистрации на сайте, приходит электронный полис в формате PDF ( ?). После получения полиса на почту его необходимо распечатать. Подробнее о том, зачем его нужно распечатывать и как это сделать, можно узнать .

Принципы действия

Принцип действия электронного документа ничем не отличается от обычного бумажного полиса: так же как и в обычном полисе в нем указаны все необходимые данные для регистрации ДТП. Процедура регистрации происшествия не изменилась: на место ДТП вызываются сотрудники ГИБДД для заполнения необходимых документов.

Если у автовладельца нет распечатанного полиса, для регистрации аварии понадобится доступ к личному кабинету на сайте страховой компании, где имеется экземпляр договора.

Возможные проблемы при использовании

Сложность использования е-ОСАГО может возникнуть при попадании в ДТП , ведь даже при незначительных повреждениях автомобиля будет затруднительно применить европротокол, так как проверить подлинность электронной версии полиса может только сотрудник ГИБДД через единую базу РСА.

Поэтому при попадании в дорожно-транспортное происшествие в любом случае придется обратиться к сотрудникам ГИБДД.

Еще одна сложность: нельзя внести поправки в электронный документ при обнаружении ошибок или недочетов после его получения (о том, как исправить ошибку, мы рассказывали ). Таким образом, изменить какие-либо личные данные автовладельца или добавить/удалить водителя из списка лиц, допущенных к управлению ТС, не получится – для этого придется посетить отделение страховой компании. Более детально о внесении изменений в электронный полис можно узнать .

Штрафы

Справка! По закону инспектор ДПС имеет право проверять наличие у водителя действующего полиса ОСАГО независимо от того, какой полис имеется у автовладельца: электронный или бумажный.

При использовании е-ОСАГО инспектор проверяет его подлинность с помощью специальных ресурсов и для этого ему понадобится вин-номер или регистрационный знак транспортного средства. В любом случае сотрудник ДПС может попросить предъявить печатную копию договора, поэтому при получении полиса на почту его необходимо распечатать.

Согласно п.7.2 ст.15 Федерального закона № 40 инспектор не может выписать штраф за использование электронного полиса , даже если у него нет возможности проверить подлинность документа через интернет. Однако если полис отсутствует вовсе или срок его действия истек – инспектор вправе выписать штраф в размере 800 рублей.

Всех сотрудников ДПС информировали о том, что нельзя привлекать к ответственности автовладельцев, использующих вместо обычного полиса, электронный документ. имеет такую же юридическую силу, как и обычный бумажный договор, при этом оформить такой полис можно дистанционно всего за несколько минут.

Задать вопрос эксперту

Наверное, одним из самых неприятных событий для любого автовладельца является страхование своего автомобиля. Неприятно оно может быть по многим причинам, и у каждого она своя. Кто-то, например, считает чересчур завышенной стоимость страховки по ОСАГО, не говоря уже о КАСКО.

Для кого-то принудительное страхование, вообще, есть нечто непонятное: таким людям оно кажется лишенным смысла и необоснованной тратой денег. Если абстрагироваться от финансовой стороны вопроса (хотя именно она волнует подавляющую часть автовладельцев), тоже можно найти неприятные моменты в автостраховании. Главным испытание любого желающего получить полис ОСАГО становится вовсе не необходимость тратить на него большую сумму, а огромные очереди практически в любой страховой компании и в любое время. Это и правда очень неудобно, но страховые компании и их работники обычно никак не пытаются избавить клиентов от подобного дискомфорта.

Какими же способами можно избавиться от такой ужасно долгой и нудной обязанности, как покупка страхового полиса? Раньше, да и сейчас, водители находили себе страховых агентов, на плечи которых и падал весь груз бумажной волокиты. В таком случае они приезжали к своим клиентам домой, заполняли все необходимые данные, забирали деньги и оформляли полис ОСАГО уже без участия клиента. Потом передавали полис, а сами получали за это некоторый процент от суммы страховки (либо фиксированную выплату). Но разве с появлением в нашей жизни интернета нельзя еще более упростить и автоматизировать такой несложный, но всегда долгий процесс? Оказывается, можно.

Что такое электронный полис ОСАГО

Большая часть автомобилистов должна знать, что услуги по онлайн-оформлению полиса существовали в различных страховых компаниях на протяжении последних двух-трех лет. Однако такое онлайн-оформление напоминало скорее систему работы со своим страховым агентом. То есть она включала в себя необходимость либо ехать за полисом в ближайший офис страховой компании, либо заказывать его доставку на дом. К началу 2016 года этот процесс стал куда более автоматизированным, и многие крупные страховые компании постарались свести к минимуму необходимость присутствия клиента в офисе. И теперь, с 1 января 2017 года, начинает действовать очень важное, главное изменение закона об электронном ОСАГО: каждую страховую компанию обязывают продавать электронные полисы ОСАГО. Это означает в основном то, что некоторая монополия тех компаний, которым по карману сделать себе качественный сайт и организовать на нем онлайн-продажи, подошла к концу.

Важно! Данная поправка к законопроекту не обязывает страховые компании осуществлять продажи именно на сайте, а значит, не создаст им дополнительных затрат и неудобств. Продажи могут быть совершены, например, через электронную почту.

Еще одним дополнением, точнее, обязательным требование в поправке была следующая обязанность, возложенная на страховые компании: «обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов». Российскому Союзу Автостраховщиков, кстати, теперь необходимо следить за исполнением его членами данного требования. Теперь продажа полисов ОСАГО через интернет должна стать по-настоящему удобной.

Что касается возможных сбоев, появления которых многие ожидают, особенно на первых порах перехода к новому режиму работы. Сейчас законопроект обязывает страховые компании сообщать о возможных (вероятных) технических неисправностях при оплате клиентом е-ОСАГО в Центральный банк.

Чего ждать водителям

Естественно, не обошлось без изменений и для другой стороны, то есть для водителей. Теперь вступает в силу так называемое реверсивное требование для покупателей е-ОСАГО. Оно прописано в пункте «К» 14 статьи законопроекта. Суть данного требования заключается в следующем: страховщик, который произвел страховую выплату, может потребовать с лица, виновного в ДТП, сумму, равную сумме страхового возмещения. Это возможно при условии, что во время заключения договора о получение полиса ОСАГО заказчик предоставил страхователю заведомо ложные сведения, что повлекло за собой необоснованное снижение размера стоимости полиса ОСАГО.

Чтобы более подробно узнать обо всех поправках в законе об ОСАГО, которые в народе прозвали «законом об электронном ОСАГО», посмотрите разъяснения эксперта:

Закон претерпел улучшения и в области урегулирования убытков, и в разделах, регламентирующих заключение договоров страхования. Кроме того, впервые был уточнен срок действия страховых тарифов.

Большинство положений последней редакции Закона ОСАГО начали действовать уже 4 июля, поэтому давайте подробно рассмотрим все нюансы, которые приготовил свежий документ для автомобилистов.

Электронные полисы

В России существуют регионы, в которых очень проблематично приобрести полис ОСАГО. Отсутствие бланков полисов у страховщиков и огромные очереди в офисах страховых компаний, заставляют автовладельцев искать другие пути оформления договоров автогражданки.

Поскольку без ОСАГО ездить нельзя, водители, столкнувшие со сложностями продления полиса, порой обращаются к малознакомым агентам. Нередко такие договоры оказываются поддельными, что влечет за собой сложности в получении страховой выплаты.

Для того чтобы снять сложившуюся напряженность, в прошлом году руководством Страны были введены поправки в «Закон об ОСАГО», позволяющие страховым компаниям заключать договоры автогражданки в виде электронного документа.

Однако до настоящего времени продажа электронных полисов не была необходимым условием для страховщиков и многие компании этим пренебрегали. Новая редакция Закона ОСАГО делает этот пункт обязательным.

С 1 января следующего года все страховые компании обязаны будут осуществлять продажу полисов ОСАГО не только в бумажном виде, но и в электронном. В связи с этим они будут должны принимать документы, необходимые для покупки полиса, в виде электронного документа.

В старой версии Закона ФЗ 40, покупка ОСАГО через интернет сопровождалась отправкой автовладельцу электронного бланка полиса, которую нужно было просто распечатать. Обменять такой документ на обычный договор, оформленный на бланке строгой отчетности Гознака, было нельзя.

С 1 января, купив электронный полис, автовладелец может запросить у страховщика классическую версию документа. Для этого необходимо лишь обратиться в офис страховой компании, где полис будет распечатан на бланке строгой отчетности. Кроме того, можно попросить страховщика направить полис по адресу проживания страхователя Почтой России, однако за пересылку должен будет заплатить автовладелец.

Поскольку продажа электронных полисов теперь обязательна для всех страховых компаний, Закон ОСАГО, новая редакция, обязывает страховщиков обеспечить бесперебойную работу своих интернет-сайтов, чтобы не создавать трудности для желающих приобрести страховку.

Итак, подытоживая:

  1. Со следующего года в любой компании можно купить ОСАГО через интернет;
  2. Документы, предусмотренные правилами, направляются страховщику в электронном виде;
  3. После покупки электронный полис можно заменить на обычный;
  4. Сайты страховых компаний будут работать без перебоев.

Новое основание для регресса

С введением электронных полисов у страховых компаний стало меньше возможностей для контроля данных, предоставляемых им автовладельцами для расчета страховой премии. Поэтому было введено дополнительное основание для предъявления виновнику ДТП регрессного требования.

Регресс – это претензия страховщика к виновнику ДТП о возврате денежных средств, выплаченных потерпевшему. Такое требование предъявляется в строго ограниченных случаях, предусмотренных законодательством. Например, когда виновник был пьян или скрылся с места аварии.

С 1 января страховые компании смогут предъявлять регресс страхователям, которые купив электронный полис, предъявили недостоверные сведения, сэкономив таким образом на страховке.

Осмотр автомобиля после ДТП

ФЗ об ОСАГО необходимость предоставления поврежденного транспортного средства независимому эксперту, который по поручению страховщика должен осмотреть автомобиль. Но ранее потерпевшему разрешалось самостоятельно привлечь экспертов, если страховая компания не организует осмотр в течение 5 дней.

Теперь законодательство значительно ужесточило требования к предоставлению машины на осмотр страховщику. Главным образом это было сделано для борьбы с, так называемыми автоюристами, и не должно коснуться честных граждан. Злоупотребляя свои правом самостоятельно организовать осмотр, автоюристы избегают встречи с экспертом страховой компании, лишая тем самым страховщика оценить размер ущерба и износ.

Итак, теперь потерпевший, намеренный получить выплату страхового возмещения, обязан предоставить машину на осмотр в страховую компанию в течение 5 дней со дня подачи заявления. Если осмотр не состоится страховщик может вернуть автовладельцу все поданные им документы и заявление о страховой выплате.

После этого потерпевший не имеет права самостоятельно организовывать независимую экспертизу, потому что результаты такой оценки не будут приняты страховой компанией в подтверждение размера причиненного ущерба. Для получения страхового возмещения придется заново подать заявление и все необходимые документы и все-таки предъявить машину на осмотр. Срок рассмотрения при этом начнет свое течение в даты повторной подачи заявления.

У страховых компаний тоже появились новые обязанности. Теперь страховщик обязан осмотреть автомобиль строго в течение 5 дней с даты заявления. Ранее этот срок был растянут, 5 дней считались от даты, с которой потерпевший был готов показать машину.

Подведем итоги вышесказанного:

  1. Осмотр производится в течение 5 дней с даты заявления;
  2. Потерпевший в обязательном порядке предоставляет машину эксперту страховщика;
  3. В случае, если осмотр не состоялся, заявление о страховой выплате остается без рассмотрения и возвращается заявителю.

Досудебное урегулирование

Закон ОСАГО ФЗ 40 предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Это значит, что прежде чем обращаться для защиты своих интересов в суд, потерпевший обязан направить в страховую компанию досудебную претензию.

Ранее срок рассмотрения претензии составлял 5 дней, в новой редакции Федерального Закона 40 он увеличен да 10 дней. Однако это изменение касается только тех ДТП, которые произошли после 4 июля.

Срок действия тарифов и обязанность иметь с собой полис

Как сообщалось ранее, в новой редакции был установлен срок действия страховых тарифов, применяемых для расчета стоимости страховки. Теперь тарифы нельзя менять чаще, чем один раз в год.

Кроме того, теперь закон обязывает водителей всегда возить с собой полис ОСАГО для проверки инспектором ГАИ.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019)

Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

1. Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

2. Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

В) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

Г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

Д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

Е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах "б " - "е" пункта 3 настоящей статьи, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Российской Федерации, представляет документы, предусмотренные подпунктами "б" , "г" , "д" пункта 3 настоящей статьи, а также один из документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 настоящей статьи, или документ о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Владельцы транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров по маршрутам регулярного сообщения, обязаны информировать пассажиров об их правах и обязанностях, вытекающих из договора обязательного страхования, в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Страховщик обеспечивает контроль за использованием бланков страховых полисов обязательного страхования страховыми брокерами и страховыми агентами и несет ответственность за их несанкционированное использование. Для целей настоящего Федерального закона под несанкционированным использованием бланков страховых полисов обязательного страхования понимается возмездная или безвозмездная передача чистого или заполненного бланка страхового полиса владельцу транспортного средства без отражения в установленном порядке факта заключения договора обязательного страхования, а также искажение представляемых страховщику сведений об условиях договора обязательного страхования, отраженных в бланке страхового полиса, переданного страхователю.

В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан за счет собственных средств возместить причиненный вред в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страхового возмещения, за исключением случаев хищения бланков страховых полисов обязательного страхования при условии, что до даты наступления страхового случая страховщик, страховой брокер или страховой агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков. Принадлежность бланка страхового полиса обязательного страхования страховщику подтверждается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с правилами профессиональной деятельности, предусмотренными подпунктом "п" пункта 1 статьи 26

(см. текст в предыдущей редакции)

Неполное и (или) несвоевременное перечисление страховщику страховой премии, полученной страховым брокером или страховым агентом, не освобождает страховщика от необходимости исполнения обязательств по договору обязательного страхования, в том числе в случаях несанкционированного использования бланков страхового полиса обязательного страхования.

В пределах суммы компенсации, выплаченной страховщиком потерпевшему в соответствии с настоящим пунктом, а также понесенных расходов на рассмотрение требования потерпевшего страховщик имеет право требования к лицу, ответственному за несанкционированное использование бланка страхового полиса обязательного страхования, принадлежавшего страховщику.

7.2. Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке , установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если страхователь выразил желание заключить договор обязательного страхования в виде электронного документа, договор обязательного страхования должен быть заключен страховщиком в виде электронного документа с учетом требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.

Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.

При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления. При этом цена, по которой страхователем оплачивается услуга по направлению ему страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, указывается отдельно от размера страховой премии по договору обязательного страхования.

Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В период действия договора обязательного страхования страхователь незамедлительно обязан сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

Москва. 1 января. сайт - С 1 января 2017 года в силу вступили поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), согласно которым страховые компании обязаны обеспечить возможность заключения электронных договоров ОСАГО с каждым обратившимся лицом.

Закон был принят Госдумой 10 июня 2016 года под названием "О внесении изменений в федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

После заключения договора ОСАГО в электронном виде страховщик направляет клиенту по электронной почте страховой полис и размещает его в личном кабинете автовладельца на сайте страховой компании. Личный кабинет также может быть использован страхователем для внесения изменений в договор страхования, если в течение срока его действия изменились сведения, указанные ранее в заявлении о заключении договора.

Сам е-полис можно распечатать и возить с собой. Сотрудники ГИБДД могут удостовериться в том, что автовладелец действительно застрахован, запросив информацию по выделенному каналу или с помощью базы АИС РСА. При желании страхователь сможет получить полис на привычном ему бланке ОСАГО (бланке строгой отчетности).

Согласно указаниям ЦБ РФ, которые также вступили в силу с начала года, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ страховая компания обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22:00 до 8:00 по московскому времени.

В свою очередь, Российский союз автостраховщиков (РСА) обеспечит бесперебойную работу системы. Если из-за технических причин страховщик не может заключить электронный договор с клиентом, потребитель перенаправляется на сайт другого страховщика, который будет предложен случайным выбором по номеру паспорта транспортного средства (ПТС). Аналогичный порядок "взаимовыручки" применяется в настоящее время при организации системы продаж через единого агента РСА обычных бумажных полисов ОСАГО. В ротации используются полисы всех страховщиков, имеющих соответствующую лицензию. О фактах нарушения работы сайтов страховщики и РСА обязаны информировать Банк России.

Кроме того, закон ужесточает ответственность страховщиков при заключении договора обязательного автострахования и ответственность автовладельцев за предоставление страховщикам недостоверных данных. Так, если предоставление страхователем недостоверных сведений при заключении договора привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, "страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю (. . .) при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства (. . .) вне зависимости от наступления страхового случая", говорится в документе.

Закон также регламентирует срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов - срок действия "не может быть менее одного года". Также увеличивается срок повторного рассмотрения дела о выплате страховщиком возмещения - с 5 до 10 рабочих дней.

Ряд компаний уже начали продажи е-ОСАГО с 1 июля 2015 года в добровольном порядке. Так, по данным РСА, с момента старта добровольных продаж, было продано 375 тыс. е-полисов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама